Банковское дело,
12 февраля 2010 г.
Урок кризиса: нужна универсальная и превентивная система управления рисками 1115 просмотров
В статье обсуждаются практические аспекты управления рисками с точки зрения использования опыта, полученного в ходе нынешнего кризиса. Рассматриваются вопросы выбора инструментария современного посткризисного риск-менеджмента, способного правильно оценить уровень риска и построить адекватную бизнесу банка систему лимитов, эффективно ограничивающую уровень реальных потерь.
Продолжающийся кризис можно назвать глобальным во всех отношениях. Он вызвал реализацию многофакторного сценария стресса, в который оказались вовлеченными факторы рыночного, кредитного, операционного рисков и рисков ликвидности, сопровождавшиеся системными рисками. Снизить уровень концентрации системных рисков может диверсификация систем оценки финансовых инструментов, предполагающая, в частности, разработку службами риск-менеджмента систем собственных внутренних рейтингов. Однако разработка только этих систем позволит ослабить зависимость от высококонцентрированных внешних операционных рисков, но не снизит собственные операционные риски. Краеугольным камнем в защите бизнеса от глубоких системных потрясений становится построение собственной универсальной комплексной системы управления рисками, охватывающей все виды рисков, присущих деятельности банка. Почему система управления рисками должна быть универсальной? Системные риски в ходе кризиса реализуются, в частности, через цепочку взаимозависимых событий, которые привели к обвалу рынка ипотечного кредитования и рынка связанных с ним бумаг секьюритизации. При этом для покупателей ипотечных облигаций кредитные риски отдельных заимодавцев оказывались усредненными интегральными характеристиками пулов, составленных из прав требований по ипотечным кредитам у частных заимодавцев. Секьюритизация стала основным инструментом претворения в жизнь политики Правительства США, направленной на уменьшение стоимости ипотечного кредитования в масштабах всей страны, что и явилось причиной глобального характера воздействия реализации кредитных рисков на финансовую систему этой страны. В свою очередь масштабная реализация кредитных рисков привела к значительному воздействию на рынки, прежде всего жилья, а впоследствии и на долговой и фондовый рынки. Затем проявилась обратная связь, в которой движения на трех этих рынках привели к резкому падению качества кредитов. Таким образом, нынешний кризис показал, что при оценке рисков ценных бумаг необходимо учитывать одновременно несколько видов риска и тем самым значительно увеличить количество признаков каждого финансового инструмента. Кроме того, информация о финансовом инструменте должна быть достоверной и прозрачной. Такими же прозрачными должны быть операции, совершаемые на рынках ценных бумаг. Вспомним, что одним из первых кредитных учреждений, пострадавших в период кризиса, оказался Societe Generale, второй по капитализации банк Франции. Ключевой причиной произошедшего стала неэффективная система контроля за операциями на финансовых рынках, позволившая превысить установленные лимиты и длительное время не сигнализировавшая о данных нарушениях. Означает ли это, что один из крупнейших в мире финансовых институтов не имел надежной системы контроля, снижающей возможные операционные риски? Или все дело в том, что любые системы создаются по алгоритмам, придуманным людьми? Может быть, попытки создать безупречную систему контроля априори обречены на сбои и ошибки из-за наличия человеческого фактора, способного мгновенно изменить ход событий? Количество операций, в том числе с финансовыми инструментами, растет день ото дня; все интенсивнее развиваются информационные технологии, позволяющие усовершенствовать существующие процессы. Практика показывает, что требования к управлению банковскими рисками и системам внутреннего контроля не всегда легко воплощаются в жизнь. Как правило, внедрение автоматизированного контроля, т.е. модификации существующих АБС, или приобретение совершенно нового ПО приводят к тому, что меняются непосредственно процессы, пересматриваются роли, права доступа участников банковских операций. В таких условиях обязателен механизм, обеспечивающий прозрачность бизнес-процесса. Прозрачность бизнес-процесса обеспечивается наличием актуальных внутренних документов: регламентов, правил, инструкций, описывающих порядок выполнения операций/функций на каждом этапе процесса. Методологическая составляющая, т.е. знание банковских технологий и закрепление их во внутренних регламентах, лишь верхняя часть айсберга под названием "бизнес-процесс". В основе же успешного исполнения любой операции лежат квалификация и честность банковских работников - сотрудников фронт-, мидл - и бэк-офиса. Обеспечение данных условий снижает основные банковские риски - кредитные, рыночные, операционные. Прозрачные бизнес-процессы настроены под стратегические цели банка, поэтому при адекватном подходе к описанию процесса промежуточные и конечные цели исполняемого процесса должны быть четкими, измеряемыми и оцениваемыми. На каждом его этапе определены сотрудники, ответственные за осуществление конкретных функций и отдельных операций, а их деятельность закреплена в должностных инструкциях. Таким образом, в случае с Societe Generale речь идет о том, что комплексная система управления рисками не сработала. А это означает, что нельзя останавливаться на достигнутом. Необходимо воспользоваться снижением числа сделок во время кризиса, чтобы не просто пересмотреть бизнес-процессы, но и по-новому сформулировать стратегические цели банка, ориентированные на обслуживание надежных контрагентов и клиентов с минимальными рисками для всех заинтересованных сторон. *** Управление операционным риском События операционного риска относятся к разряду неожиданных и непредсказуемых, хотя причины их возникновения почти всегда кроются в понятных областях: информационных, организационных, технологических, кадровых, процессных. Идея управления операционным риском подразумевает выявление проблемы и либо ее полное устранение, либо, по меньшей мере, снижение возможных потерь. Именно поэтому, например, при наличии в банке полиса комплексного страхования имущества от преступлений (Bankers Blanket Bond) страхуются риски внутреннего мошенничества. При этом предполагается, что в банке приняты все возможные меры для недопущения совершения мошенничества своими сотрудниками: риски минимальны, поскольку вопрос корпоративной этики и поведения, равно как и процедуры внутреннего контроля, должен обеспечить максимальную защиту от внутренних угроз. Внешние мошеннические события страхованию не подлежат, так как предполагается, что внутренние процессы банка четко регламентируют порядок проверки заемщиков: их финансового состояния, платеже - и кредитоспособности, места работы, бизнеса и т.д. Этот пример хорошо иллюстрирует подходы страховых компаний к оценке банковских рисков: все строится на четкости и продуманности банковских бизнес-процессов. *** (с сокращениями)
Вся пресса за 12 февраля 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование имущества, Управление риском
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
24 июня 2025 г.

|
|
VADEMECUM (Иди со мной), 24 июня 2025 г.
ФФОМС предложил 12 критериев для мониторинга качества работы СМО

|
|
Российская газета онлайн, 24 июня 2025 г.
Путин утвердил новый размер выплат по Европротоколу при разногласиях

|
|
cbr.ru, 24 июня 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
vesti.kg, Бишкек, 24 июня 2025 г.
Штрафы с 1 июля. В Бишкеке начали оформлять ОСАГО круглосуточно

|
|
360.ru, 24 июня 2025 г.
Более 40 человек предстанут перед судом за мошенничество при страховых выплатах в Нижнем Новгороде

|
|
мвд.рф, 24 июня 2025 г.
Столичные полицейские задержали подозреваемых в хищении страховых выплат, предусмотренных для оказания стоматологической помощи

|
|
Чита.ру, 24 июня 2025 г.
Владелец дома не может получить страховую выплату из-за требования фото сгоревшего дома

|
|
Томская интернет-газета, 24 июня 2025 г.
Томская область вошла в топ-3 регионов с максимальной долей судебных издержек по ОСАГО

|
|
Коммерсантъ-Ростов-на-Дону, 24 июня 2025 г.
Аграриям в Ростовской области возместили 11 млн рублей убытков

|
|
Время Воронежа, 24 июня 2025 г.
Страховой рынок Воронежской области показал рекордный рост

|
|
ТАСС, 24 июня 2025 г.
В ДНР процедура ЭКО станет доступна по полису ОМС с 2026 года

|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 июня 2025 г.
Ставки по страхованию имущества достигли пика в Европе, но являются «адекватными» для страховщиков

|
|
ТАСС, 24 июня 2025 г.
В Москве задержаны подозреваемые в мошенничестве под видом стоматологических услуг

|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 24 июня 2025 г.
Страховка для питомца: эта услуга становится всё более популярной

|
|
vesti.az, Баку, 24 июня 2025 г.
Страховой рынок Азербайджана вырос на 11,7% за январь–май

|
|
Газета.Ru, 24 июня 2025 г.
Ozon не смог взыскать 4,5 млрд рублей с девелопера сгоревшего склада

|
|
Финмаркет, 24 июня 2025 г.
Премии по страхованию имущества физлиц в РФ в 1-м квартале выросли на 12,4%, выплаты увеличились на 13,2% - ЦБ

|
 Остальные материалы за 24 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|